Мария Володина: «Если звёздочки загораются, значит, над этим кто-то упорно работал

Потомственная балерина, бывшая солистка Большого театра, директор центра поддержки искусства танца «Грандбалет» Мария Володина проведёт вместе со своим коллективом в Карловых Варах с 30 июня по 18 июля мастер-классы. Две недели маститые педагоги из России будут обучать всех желающих не только искусству балета и танца, но и вокалу и актёрскому мастерству. Редактор «Пражского Телеграфа» Ирина Кудимова поговорила с Марией Володиной о балете и о том, что ждёт будущих звёзд в Карловых Варах.

 

Мария, Вы профессиональная балерина, как Вы пришли к преподаванию?

Я была солисткой Большого театра 27 лет. У меня большой опыт, который хочется передать ученикам. Мои родители – заслуженные артисты России, известные мастера балета. Я тоже окончила хореографическое училище и была принята в Большой театр. С этого начался мой путь в искусстве, непростой и тернистый. Но ведь никто и не обещал лёгкой жизни. Уже после нескольких лет работы в театре мы поехали в Аргентину, куда папа, заслуженный артист РСФСР Эрик Георгиевич Володин, был приглашён по контракту. Это было 20 лет назад. Я работала ассистентом и помощником по организации балетной школы в Аргентине в городе Росарио. Это был мой первый опыт, и именно тогда я поняла, что я могу обучать и организовывать. Тогда у меня появилась мысль создать нечто подобное, своё.

Но Вы же не закончили карьеру после этого?

Нет, я продолжала танцевать, исполняя партии в Большом театре до 2011 года. У балерины пенсия наступает очень рано: в 38 лет уже заканчивается карьера. Солистки становятся пенсионерками в 35 лет. Балет — это же искусство молодых. Контракт продлевается, если на твою партию нет достойной замены. У меня стаж работы был 27 лет. Центр поддержки обучения искусству танца я организовала в 2007 году во главе с замечательными людьми, моими коллегами, которые сделали много для нашего балета и известны во всём мире — Михаилом Лавровским и Николаем Цискаридзе. Это люди двух поколений: Михаил Леонидович эпоху начинал, был выдающимся танцовщиком 20-го века, сейчас он педагог-репетитор в Большом театре. А Николай Цискаридзе возглавляет Академию Вагановой в Санкт-Петербурге. Мы втроём стали учредителями. Искусство танца – это специфический, хрупкий мир, и нам приходится преодолевать много проблем. Сегодня основная работа в Центре легла на мои плечи. Созданные нами проекты ставят нас на определённый уровень, которому нужно соответствовать.

Расскажите о Вашем проекте в Карловых Варах. Кто может стать его участником?

Эта школа искусств будет проходить в Чехии впервые, но мы думаем, что это может стать традицией. Помимо балета будет мастер-класс по эстрадному вокалу, современной хореографии и актёрскому мастерству. Эта школа для всех детей, включая и тех, кто хочет получить только танцевальную базу. От 6 лет и до … всех желающих. У нас сильный коллектив преподавателей, поэтому все участники должны знать, что за эти дни обретут не только знания, но и серьёзную базу для дальнейшего обучения. Тем более, что в Карловых Варах могут собраться дети не только из Чехии и России, но и из Германии, других стран, как это, в общем, всегда и случается. Мы готовы работать со всеми желающим, а подробности можно узнать на сайте www.grand-ballet.ru/chehiya.

Это Ваш первый опыт за пределами России?

Мы проводили интенсивные мастер-классы в Словении два года назад. Это были занятия с хореографическим уклоном, куда приехали дети из хореографических училищ и хореографических отделений школ искусств, то есть те, кто свою жизнь хочет посвятить балетному искусству. Это был наш первый опыт, но получилось важное событие и для нас, и для детей, которое получило большой отклик. Приезжали ученики из Италии, России, Украины. Потом мы делали такой мастер-класс в Анапе, где собралось почти 50 детей. Там были дети от 12 лет из Москвы, Перми, Вагановской академии, из Сербии, Болгарии, Италии с определённой базой — те, кто серьёзно занимается балетом. Там мы оттачивали мастерство. Балетное искусство не допускает перерывов в подготовке, поэтому летние курсы вызвали большой интерес. В этом году мы поедем в Анапу, а параллельно было решено провести мастер-класс в Чехии, в Карловых Варах, и в этом нас поддержала администрация города и генконсульство РФ в Карловых Варах.

Кто работает в Вашем Центре?

С педагогическим составом мы держим планку русской балетной школы, ведь она и сегодня остаётся лучшей, её специалисты работают и востребованы во всём мире. На русскую школу балета и сегодня все равняются, поскольку она остаётся непревзойдённой. У нас в центре развиты все танцевальные направления. И это, в первую очередь, детская школа, классическая и современная хореография, боди-балет, балетный класс. Мы принимаем детишек с трёхлетнего возраста.

Вы прошли все ипостаси балетной жизни, знаете, сколько жертв приходится приносить человеку, решившему посвятить себя этому искусству. Как сегодня дети к этому относятся, идут на это с готовностью?

Сегодня, наверное, сложно убедить малышей, что все жертвы и самоотверженная отдача в балетной школе обернётся через много лет прекрасным завтра, когда будут сцена, спектакли, аплодисменты. Сейчас другое время. Убеждать приходится часто по-другому, чем раньше: у многих детей своё представление в плане самовыражения, у них больше возможностей.

В первую очередь нам, педагогам, нужно влюбить детей в это искусство. Наши учителя настолько преданы своему делу, искусству балета, что способны своей любовью к танцу заразить, потому что не могут жить по-другому. В три годика, конечно, это форма игры для соединения музыки и движения, когда главное — удержать момент, чтобы и во время игры сохранялась строгая дисциплина. Это целая система взаимоотношений, когда нужно зародить любовь к таинству танца. Мы не можем позволить ни себе, ни детям просто «игру в балерину», поскольку наша задача достичь результата, дать ребёнку главное, за чем его привели в школу, открыть и отшлифовывать его способности.

Ваши родители из той плеяды, которую знает и помнит весь мир. Чем они занимаются сейчас?

Папа, Эрик Володин, был сначала артистом Большого театра. Он в 15 лет пришёл в театр после хореографического училища, сейчас ему 90 лет, и он по-прежнему является для меня опорой. Мои сыновья, которым 25 и 15 лет, и которые не связали свою жизнь с балетом, относятся к моим родителям и к тому, что они сделали для балетной школы, тоже с большим уважением.

Мама, заслуженная артистка, выдающаяся балерина Майя Самохвалова, и папа с интересом наблюдают за тем, что я сегодня делаю. Школа балета, которую мы с папой создавали в Аргентине, до сих пор носит его имя. У него много учеников, которые работают во всём мире. Папа много ездил, он выдающийся педагог. Он работал в Большом театре, которому в общей сложности отдал 50 лет. И с мамой они вместе уже 64 года.

Это уже реликвия нашего балета…

Это история Большого театра. Они делали её вместе со своими великими коллегами артистами Васильевым, Максимовой, Лиепой, Плисецкой, которые проложили путь нашему балету и в Америку, и в Европу, и в Англию. В 1956 году состоялась их первая поездка в Англию, тогда на спектакли пришла английская королева, был настоящий фурор. После этого Большой театр стал известен во всём мире. Будучи солисткой Большого театра, я в 2006 году приехала в Англию, спустя пятьдесят лет со дня первых гастролей. Мы привезли «Золушку», в которой я исполняла партию мачехи. На наш спектакль пришёл мамин поклонник, которому было больше восьмидесяти лет, принёс мне букет цветов и пригласил на ужин. Я помнила его, когда я была ещё маленькой, а он приезжал в Москву. Он меня поздравил и сказал, что я достойна имени своей балетной семьи. Это было очень приятно.

Представляю, как было приятно это слышать Вашей маме!

Конечно, это очень важно для неё. Мама однажды была в Израиле на Мёртвом море перед своим 80-летием. На обратном пути она ждала рейса в аэропорту и разговорилась с русскоговорящими людьми, которые живут в Израиле. Она сказала им, что она работала педагогом в Большом театре, а они рассказывали ей, с каким удовольствием ходили в Большой театр на балет, как обожали балерину Майю Самохвалову. Мама посмотрела на них и скромно сказала: «А это я». Мама дружила с Майей Плисецкой. У меня остались записи, как они с труппой Большого театра гастролировали в Англии, а с Марисом Лиепа были на приёме у президента Кеннеди. Эти люди – целая история русского балета.

Что даёт танец человеку?

Наши детки далеко не все станут профессионалами, но те знания, те навыки, тот опыт, который они получат, общаясь с профессиональными людьми, останется им на всю жизнь. Эта база откроет им путь в мир, безусловно, с красивой осанкой и высоко поднятой головой. Танец даёт свободу, открытие своих возможностей.

Посмотрите на взрослых людей, которые приходят в танцевальную школу: они после нескольких месяцев в балетном классе преображаются. Может быть, это какая-то нереализованная мечта детства, воплощение которой поднимает человека на новую ступеньку. В танце ты соприкасаешься с чем-то неземным, высоким, парящим, что зачаровывает. Любой человек, танцуя, достигая гармонии движения, музыки, тела, получает от этого необъяснимую радость.

А что Ваши ученики: следите ли Вы за их дальнейшей судьбой?

Конечно, у нас большое число поступлений в хореографические училища, это наши звёздочки. Мы даём им очень сильную базу. Вот у нас девочка поступила в училище, несмотря на то, что не проходила по параметрам – роста невысокого. Поступила только со второй попытки, а сейчас она получила пятёрку по классике, что в принципе практически не случается: тройка — это уже хорошо, а четыре — просто отлично. Она училась у нас три года, и вот такой результат.

Как же быть тем, кто «не по параметрам», а танцевать хочет?

Я пришла за это время к такому выводу, что есть много «звёздочек», которые никогда в жизни не попадут в хореографическое училище. У меня был рост 176, и тридцать лет назад мне с таким ростом было непросто: тогда балерины были меньше, а сейчас многие девочки ростом выше, чем 170 сантиметров. Непропорциональные ноги, большая голова, короткая шея — нюансы, которые в обычной жизни никто и не заметит, могут стать основанием, чтобы девочку не приняли в хореографическое училище. У нас сейчас есть одна звёздочка, но у неё ноги короткие и большая голова — она в училище не попадёт, но она очень талантлива. Для таких детей мы хотим сделать школу, из которой наши воспитанники будут выходить профессионалами.

Мария Володина

Закончила Московское хореографическое училище. Бывшая солистка Большого театра. В настоящее время генеральный директор компании «Гранд Балет».

Репертуар:
Белая дама в балете А. Глазунова «Раймонда»,
Афродита в опере В.Глюка «Ифигения в Авлиде»,
Графиня Вишня в балетной постановке «Чиполлино»
Партия Батильды в балете «Жизель» на музыку А. Адана.
 

Газета «Пражский телеграф» №22/366 (14 июня 2016)